В заводских условиях мотор изготавливается таким образом, что сразу после приобретения автомобиля он способен работать в штатных режимах. После капитального ремонта обкатка является неотъемлемой процедурой.
Причины необходимости обкатки
- Комплектующие от различных производителей и, соответственно, с разными допусками и разного качества.
- Расточка и шлифовка под ремонтные размеры заведомо менее точная, чем в условиях завода-изготовителя.
- Сборка производится специалистами разной квалификации, что не гарантирует точного соблюдения технических условий.
В совокупности эти факторы не позволяют на выходе получить заводские параметры после капремонта.
Физические процессы приработки деталей
При правильном монтаже и соблюдении ремонтных размеров, вкладыши, клапана, распределительный вал не нуждаются в долговременной притирке. Они сразу готовы работать в штатном режиме, главное первые 2-4 тысячи не давать больших нагрузок. Детали цилиндропоршневой группы требуют приработки.
- Шероховатость. Контактная пара цилиндр-кольца изначально имеют разную шероховатость и микрорельеф. Первые несколько тысяч пробега происходит выравнивание значения шероховатости в этой паре трения. При увеличенных нагрузках, в условиях высокой температуры, обеднения смазки и повышенных скоростей взаимного перемещения, поверхность с более грубой обработкой будет резать более гладкую поверхность в ускоренном темпе. Это в последствие приведёт к повышенным зазорам и более быстрому износу.
- Геометрия. При неточном изготовлении деталей поршневой группы, или при расточке цилиндров без надлежащих допусков, возможны искажения геометрических размеров (конусность, эллипсоидность). После прогрева это проявляется в затрудненном, натужном вращении коленвала. А иногда мотор просто глохнет, не способный преодолеть увеличившуюся из-за теплового расширения силу трения. Производители на наружных поверхностях колец наносят микрорельеф в несколько микрон, призванный в кратчайшие сроки скомпенсировать эти геометрические недочеты за счет быстрого истирания.
Процесс обкатки
Универсального способа не существует, так как каждый отремонтированный силовой агрегат по-своему уникален. Есть некоторые общие рекомендации, придерживаясь которых можно произвести обкатку любого мотора автомобиля Volkswagen:
- после первого запуска нужно дать двигателю нагреться. Если он продолжает работать – позволить ему поработать 10-15 минут. Если обороты начинают падать, или же мотор вообще глохнет – даем ему полностью остыть, после чего опять запустить. Проделываем эту операцию, пока мотор не начнет ровно работать на холостых оборотах при рабочей температуре;
- ступенчато (до 3 тысяч) добавляем обороты по 500, давая поработать по 3-5 минут;
- эксплуатируем авто не превышая 3 тысяч оборотов первые 2-4 тысячи пробега. Не возим прицепы и не нагружаем машину до предела грузоподъемности. Вопреки общераспространенному мнению, ограничений по скорости никаких нет. Все зависит от коробки переключения передач. Главное, не превышать обороты;
- по истечении 2-4 тысяч меняем масло.
Возможные последствия использования необкатанного двигателя
Если не обкатать двигатель, а сразу загрузить его по максимуму, могут быть следующие последствия:
- уменьшение ресурса;
- увеличенный расход масла уже с первых километров;
- пониженная мощность;
- повышенный расход топлива
- двигатель просто может заклинить.